Доказательства воскресения Христа

А какие есть  доказательства о воскресении Христа, как вы  докажете ,что Он действительно воскрес :это самые частые вопросы скептически настроенных людей. Конечно  факт воскресения Христа  не вызывает сомнения для христиан, но современное материалистически настроенное общество везде ищет «научные доказательства» и это не удивительно, учитывая современный образ мышления.      В настоящее время никто из известных ученых не сомневается в исторической реальности личности Христа, весь вопрос лишь заключается в том, действительно ли Он воскрес, как написано в Евангелии, или ученики исказили реальность. Исходя из всего этого, попробуем убедить наших  читателей  в  истинности воскресения  Иисуса Христа. Начнем с того, что воскресение Христа играет  ключевую роль не только в христианстве, но и во всех религиях: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:12–14), говорит апостол, а  если Христос воскрес, то христианство остается единственной религией, где смерть побеждена в лице Христа и этим христианство получает неоспоримое преимущество над другими религиями. Начнем с того, что   факт Воскресения Христа к концу жизни признал не кто иной, как Фридрих Энгельс. А именно, в предисловии к переизданию своих сочинений он пишет: «Новейшие каппадокийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории, и то, что казалось ранее достойным внимания только мифологов, должно будет отныне привлечь и внимание историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории, о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе». Правда, эти строки Энгельса оставались неизвестными у нас еще и потому, что они не разу не были переведены на русский язык в советских  изданиях Маркса и Энгельса.

Один из достоверных источников свидетельство Иосифа Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных исторических свидетелей. Кроме того, Флавий во время своей жизни мог также быть в курсе событий, описанных в Евангелии. Наконец, Флавий не был последователем Христа, и по этому нет оснований ожидать от него каких-либо преувеличений, выгодных христианам. : «В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать Его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял Его на кресте, поколебались те, которые впервые Его возлюбили. На третий день Он снова явился к ним живой».
Лабиритиос в момент Воскресения Христа оказался со своими чиновниками недалеко от места погребения Христа. Ясно видевшие падение камня, закрывавшего гроб, поднявшуюся над этим местом необыкновенно ярко сияющую фигуру, Лабиритиос вместе со своими спутниками и сторожами бросились сообщать об этом властям.

Грек Гермидий, занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, писал также и биографию Пилата. Его сообщения заслуживают особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат чрезвычайно много надежных данных по истории Палестины и Рима и легли в основу истории Иудеи. Во-вторых, Гермидий резко выделяется своей манерой изложения. Показания Гермидия ценны еще и тем, что он тоже во время Воскресения Христа находился вблизи того места, сопровождая одного из помощников Пилата. Важно добавить еще одно обстоятельство. Гермидий вначале был настроен против Христа и, как он сам говорил, уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Христу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под Воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе.

    «Приблизившись ко гробу и находясь шагах в ста пятидесяти от него, - пишет Гермидий, - мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющего облака. Оно опустилось ко гробу, и над землей там показался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: «Открылось! Открылось!» И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб (открыл вход в пещеру гроба). Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребенного человека».

    Показания Гермидия интересны еще с одной стороны. Он пишет, что незадолго до казни Христа в Иудее должны были чеканить монету с большим изображением кесаря (Тиверия) с одной стороны и с маленьким изображением Пилата с другой стороны. В день суда над Христом, когда жена Пилата послала к нему людей, через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу (ибо она всю ночь во сне страдала из-за Него), она испрашивала его: «Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою действительно Сын Божий, а не преступник?» Пилат ответил ей: «Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, будет запрещение чеканить мое изображение на монетах, пока я жив». Нужно объяснить, что быть изображенным на монетах считалось в Риме чрезвычайно высокой честью. Свое обещание Пилат выполнил. Когда было установлено, что Христос воскрес, Пилат действительно запретил изображать себя на монетах. Это сообщение Гермидия полностью подтверждается вещественными доказательствами. Из римской нумизматики известно, что в Иерусалиме в это время были изготовлены монеты с изображением кесаря с одной стороны и без изображения Пилата с другой (стали чеканить монеты только с изображением кесаря).

Сириец Ейшу (Эйшу), известный врач, близкий к Пилату и лечивший его, относится к числу наиболее выдающихся людей своего времени. Видный медик и натуралист, пользовавшийся широчайшей известностью на Востоке, а потом и в Риме. По поручению Пилата он с вечера накануне Воскресения находился вблизи гроба вместе с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно Воскресения Христа, Ейшу и его помощники-медики интересовались этим и с точки зрения естествоиспытателей. Поэтому все, связанное с Христом и Его смертью, они тщательно исследовали. В ночь под Воскресение они бодрствовали по очереди. «Мы все — врачи, стража, - пишет Ейшу, - были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами». Далее следует описание воскресения… Вообще Ейшу был скептиком. В своих трудах он неизменно повторял выражение, которое потом благодаря ему вошло в пословицу на Востоке: «Чего я сам не видел, то считаю сказкой».

    Как видно из предыдущего, вопреки мнению атеистов, что свидетельств о Воскресении Иисуса Христа нет никаких, таких свидетельств много. Один из крупнейших в мире знатоков античности академик В. П. Бузескул (1858-1931) говорил: «Воскресение Христа подтверждено историческими и археологическими находками с такой несомненностью, как и существование Иоанна Грозного и Петра Великого… Если отрицать воскресение Христа, то нужно отрицать (причем с гораздо большим основанием) существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона, Августа, Траяна, Марка Аврелия, русских князей Владимира и Ольги, Александра Невского, Ивана Калиты, Даниила Галицкого, Юрия Долгорукого и многих других».
    Это только небольшая часть источников, где говорится, что Христос действительно воскрес. Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников (в сокращении — ред.): Епифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммон Александрийский… Сабеллин Грек, Исаакий Иерусалимский…Константин Тирский и другие. Это только те, кто жили во время Христа, причем находились в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и явились очевидцами самого воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его…

    Чрезвычайно показательно, что ряд свидетельств о воскресении мы находим и у еврейских авторов того времени, хотя вполне понятно, что евреи (не принявшие христианства) склонны всячески замалчивать факт воскресения. Среди еврейских писателей того времени, прямо говоривших о воскресении, находим таких авторов, как Уриста Галилеянин, Ганон Месопотамский, Шербрум-отец, Фернан (Ферман) из Сарепты, Манания-врач, Навин Антиохий, Маферкант. Маферкант был одним из членов синедриона, казначеем. Именно из его рук Иуда получил за предательство Христа тридцать сребреников. Но когда после воскресения Христа среди иудеев поднялась тревога, Маферкант был одним из членов синедриона, прибывшим на место для расследования. Он убедился, что воскресение совершилось. Ему пришлось быть у гроба Господня перед самым моментом воскресения: он прибыл сюда для оплаты стражи, стоящей у гроба (наемная стража получала оплату, так сказать, сдельно, после несения каждого караула). Он видел, что гроб Христа надежно охраняется. Выплатив деньги, он ушел, стража осталась до конца смены.Но не успел Маферкант далеко отойти, как раздался удар грома и громадный камень был отброшен неведомой силой. Возвратясь назад ко гробу, Маферкант увидел издали исчезающее сияние над гробом. Все это им описано в сочинении «О правителях Палестины», которое принадлежит к числу наиболее ценных и правдивых источников по истории Палестины.

Но какие доводы приводят противники Христа: атеисты, иудеи, мусульмане. Давайте поочередно рассмотрим все ими приведенные доводы и мнения .

1.Иудео-атеистическое: Христос умер на кресте, Его тело было в гробу,но ночью,  когда  стража спала его ученики украли Тело: »И эти, собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали»(Матфей 28:12-13). Лучшее, что пришло им тогда в голову, была ложь, что якобы ученики пришли ночью и украли тело. Но эта теория о воровстве, как, впрочем, и все другие теории, порождает намного больше вопросов, чем решает. Например: Почему солдаты спали во время несения стражи? Сон на посту по римским законам карался смертью. Но солдат, опять же, пообещали спасти от наказания. Почему?
Как солдаты умудрились уснуть все в одно время? Трудно поверить, что все они были готовы рисковать жизнью ради нескольких часов сна.
Как ученики могли откатить камень, не разбудив при этом стражников? Камень был огромен, и откатить его без шума было невозможно.
Как ученики вообще могли откатить камень? В обычных для этого времени гробницах камень лежал в пазу, закрывая вход в пещеру. Такую гробницу было легче опечатать, чем открыть. Кроме этого, для охраны гроба было сделано все, что было в силах римлян.

Можно ли поверить, что ученики, дрожавшие от страха за свою жизнь, рискнули напасть на римских солдат и украсть из склепа тело? Они знали, что кара за подобное преступление была очень жестока(за нарушение римской печати кара распятие вниз головой). Кучка перепуганных и деморализованных произошедшим распятием учеников вряд ли смогли бы провернуть такую операцию против вооруженных солдат.Если они действительно украли,то их немедленно арестовали бы и предали к смерти,но мы видим что после воскресения Христа ученики еще долго жили в Иерусалиме не скрываясь,  и ни кто даже не пытался обвинять их в краже тела Христа.более того,после воскресения поведение апостолов резко изменилось:если после смерти Христа они перепуганные скрылись в горнице и боялись даже выходить на улицу, то после воскресения они начали открыто проповедовать об этом.
Если солдаты все спали, то откуда они могли знать, что именно ученики выкрали тело?

Если ученики выкрали тело, то для чего им было терять драгоценные минуты, снимая с него погребальные одежды и складывая платок? (Лука 24:12; Иоанн 20:6-7).
Да и для чего им было его вообще красть? У них не было на то никаких причин. Более того, они сами были поражены, услышав, что Он воскрес, и не хотели этому верить.
И, наконец, разве смогли бы ученики, люди уважаемые и почтенные, рискуя жизнью, проповедовать повсюду Его воскресение, зная, что это ложь? Как говорят «Еще не родился тот человек, который готов был бы умереть за ложь».Как может человек заранее зная что он лжет, оставить все в своей более менее обеспеченной и спокойной жизни,оставить семью,родных и  идти  проповедовать по всему миру,зная что его ждет верная смерть.Ведь все апостолы,кроме Иоанна умерли в страшных мучениях(кто от иудеев, кто от язычников).Им надо было просто отречься от Христа и их не трогали бы,но  они искренне верили, что Иисус воскрес и пошли на смерть нисколько не страшась. За правду и то умереть готов далеко не всякий, но умирать за ложь? И более того, они вели за собой на муки и смерть множество других, им поверивших. Подчеркиваю, они погибали не просто "за идею" (это еще можно было бы предположить, такое история знает), а за исповедание конкретного факта – что Христос, Сын Божий, воскрес, и они это видели! Вот в чем сила свидетельства первых мучеников – в том, что они умирали не за идею, а свидетельство.При том ни в одной религии нет такого массового мученичества,как в христианстве.Люди погибли сотни  тысячами,от детей до стариков,от них требовали одного:отречся от Христа и жить спокойно,но они предпочли мученическую смерть.Это еще одно сверхестественное явление в истории христианства,доказавшую его истинность.

Итак, мы доказали, что апостолы – очевидцы земной жизни Иисуса действительно были искренне убеждены в факте телесного воскресения. Почему? Я утверждаю самое логичное – да потому, что Он действительно воскрес. Попытаемся рассмотреть альтернативные объяснения.

Мусульманская версия:Мусульмане считают Иисуса великим пророком, однако отрицают Его крестную смерть, согласно Корану смерть Христа кажущейся, на самом деле в место Христа был распят другой человек принявший Его облик, а Иисус был вознесен к Аллаху. Вот что написано в Коране о смерти Христа:«и сказали«Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью) О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый»
Ан-Ниса 4:157-158

Согласно хадисам Мухаммада, был распят другой человек, похожий на него.Вот как объясняет арест и распятие Христа известный  мусульманский толкователь Корана Ибн Касир. Он писал:“Иудеи представили правителю это дело так, будто в Иерусалиме есть человек, сеющий смуту среди людей, вводящий их в заблуждение и настраивающий свой народ против его власти. Правитель разгневался и послал своему наместнику в Иерусалиме письмо с повелением схватить этого человека, распять и надеть ему на голову венок из колючек. Когда Иерусалимский наместник получил письмо, он подчинился и отправился с группой иудеев к дому, в котором находился Иса. В тот момент он был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса) почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: “Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?” Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счел его молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши не отзывался. Тогда Иса сказал: “Ты будешь им!”. И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом всевышний: «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус)! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали» (Коран, 3:55). Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за ису, схватили его ночью, распяли и надели ему на голову венок из колючек. Иудеи объявили всем, что они добились его распятия, и хвастались этим. Некоторые из людей поверили этому. Остались лишь те, кто был в том доме вместе с Исой и был свидетелем его вознесения".

Как не трудно видеть, мусульманская версия вызывает еще больше вопросов: Начнем с того, что поступок Иисуса мягко говоря не соответствует поведению пророка.Из Евангелия мы знаем, что Иисус неоднократно говорит о своей крестной  смерти, мучения и воскресения , но по мусульманской версии Он просто соврал и в последный момент подставил в место Себя другого. Тогда возникает вопрос: а кто явился ученикам после тех событии? Кто предлагал Фоме положить свои руки в свои раны? Кто ел и пил в месте с учениками после своего воскресения?Кто 40 дней являлся своим последователям и проповедовал. И  кто вознесся в небеса  на глазах у всех учеников?Даже если евангельское свидетельство и все исторические доказательства оставим на стороне и как источником о Христе будем опираться только на мусульманские источники, то все равно поступок Христа далеко от нравственного. Получается, что Христос не только подставил одного из своих учеников, но и свою Мать и множество своих последователей,которые горевали и страдали, стоя возле креста, а Христос в это время со спокойной совестью смотрел на все это со стороны. И если его ученики были свидетелями Его поднятия в небо и того, как один из его учеников принял  Его облик,как считают исламские толкователи, то получается, что они проповедуя и умирая за Христа, лгали. Остается неясным так же , куда исчезло тело предполагаемого ученика принявшего облик Христа.И так, как видно из вышесказанного, мусульманская теория еще более абсурдная чем иудейская.

Собственно говоря, мы дошли до того момента, когда абсолютное большинство современных нехристианских взглядов на возникновение веры в воскресение уже опровергнуто. Чтобы объяснить пустой гроб и явления ученикам без реального воскресения, уже не подходят никакие из популярных теорий, связанных с аллегорическим пониманием воскресения и/или когнитивным диссонансом. Остаются только так называемые "натуралистические гипотезы", которые пытаются дать естественное объяснение этим двум фактам, не отрицая сами факты. Такие теории были очень популярны 100-200 лет назад, но сегодня они мало у кого вызывают доверие даже среди неверующих. Но все же вкратце придется рассмотреть и их.
Например, некогда была теория летаргического сна или комы,  которым "уснул" на кресте Иисус, а потом в гробу очнулся, встал и явился ученикам. Хорошо, предположим на минутку, что человек может остаться в живых после того, как его  после бичевании распяли на кресте и прокололи копьем в бок. И предположим даже, что не поняли этого ни римские солдаты, ни хоронившие Его. Но в каком состоянии должен быть человек после такого ужаса, произошедшего с ним? И как Он мог остаться живой после обертывания Тела пеленами и как   мог сорвать с Себя пелена?Разве может Он сам отвалить очень тяжелый камень от своего гроба и начать "являться" в самых разных местах ученикам? И если бы и это, уж совсем невероятное, предположить, то разве похож бы Он был при этом на Того, каким Его описывают видевшие? Это был бы еле живой, измученный человек, а они Его видят обновленным, неподвластным законам естества, входящим через запертые двери, иногда даже совсем не узнают Его, но не потому, что Он так изуродован, а потому, что Его Тело стало обожествленным, обновленным, прославленным, как во время Преображения на горе Фавор. И к тому же, как бы Он потом еще и на небеса вознесся? И вообще, куда бы Он делся? Все равно рано или поздно умер бы, и обманувшиеся апостолы поняли бы свою ошибку. Но нет, Христос не только воскрес, но и больше не умирал! Это уж точно естественным образом объяснить невозможно. Да, мы знаем о состоянии Христа после воскресения и о вознесении на небо со слов евангелистов, возможно, они что-то приукрасили. Но в любом случае - разве могло появление израненного Иисуса (который потом или все-таки умер, или не знаю что) породить веру в теле, неподвластном больше смерти, и в то, что Иисус – Владыка и Спаситель мира?

Гипотеза о массовых галлюцинациях

Что касается объяснения явлений, то тут была популярна гипотеза о массовых галлюцинациях (ну или чего-то подобного "спиритическим сеансам"). Опять-таки, даже если поверить в это, остается непонятным, почему это начали называть воскресением, особенно если не было пустого гроба. Ну, вызвали "дух", поговорили, может, кому-то во сне приснилось что-то или перегрелся кто-то, но если сами критики утверждают, что в те времена это было делом обычным и совсем не невероятным, то почему тогда это могло породить новую веру, да еще веру в воскресение? Но в общем и сама гипотеза о галлюцинациях ("визионерская теория") как таковая совершенно нереальна. Массовые галлюцинации, в которых, по Павлу, участвуют по 500 человек (причем он явно подчеркивает, что часть из них живы и можно у них уточнить), – это что-то совершенно беспрецедентное в истории. Да и какие могли бы быть основания для таких галлюцинаций? По визионерской теории, основанием было напряженное ожидание воскресение, когда всем настолько хотелось увидеть Иисуса, что они в конце концов "увидели" Его. Но не только из Евангелий, но и из всего вышесказанного следует, что апостолы совершенно ничего не подобного не могли ожидать. Наоборот, они были в совершенно подавленном состоянии без всяких надежд – ведь Тот, Кого они считали Мессией, бесславно погиб, и ничто не свидетельствовало о том, что Он должен воскреснуть. Правда, если верить Евангелиям, Сам Иисус предсказывал Свое воскресение, но если таки верить Евангелиям до конца, апостолы не понимали этих предсказаний и как будто даже не хотели слышать ни о чем подобном. Но обычно критики считают предсказания Иисуса о Своей смерти и воскресении в Евангелиях позднейшей вставкой, выдуманной после воскресения, чем рубят на корню визионерскую теорию. Да и вообще, если Евангелия говорят правду о предсказаниях Иисуса о Себе, то зачем тогда было выдумывать, что апостолы Ему не верили в этом, унижая этим апостолов? Короче, как ни крути, визионерская теория уже давно никого не удовлетворяет. Как и все остальные натуралистические гипотезы.
Конечно, нет предела человеческой фантазии, но может, пора перестать выдумывать и принять наиболее вероятное объяснение – реальность воскресения?  Ведь только тогда апостолы и первые христиане пошли на смерть, когда убедились в действительном Воскресении Спасителя, - в Его победе над адом и смертью.
        Только в этом случае они могли, как говорит поэт: 'На казнь идти и гимны петь, и в пасть некормленному зверю без содрогания глядеть'.

        Итак, чудо Воскресения действительно совершилось.
        Христос воистину Воскрес!И как говорит Святитель Иоанн Златоуст:
       Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.

https://davidbek.livejournal.com/10963.html